Актуальность проекта:
1.Наставничество – одна из центральных тем нацпроекта «Образование», федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества;
2.Поддержка педагогами создания Акселератора наставничества как инициативного сообщества, ориентированного на решение конкретных проблем педагогов (личностных, предметных, метапредметных). Акселератор наставничества рассматривается как событийная общность группы педагогов, ценностно-смысловым основанием которой является поиск наилучших путей достижения образовательных результатов и собственного личностно-профессионального развития в процессе кооперации друг с другом;
3.Акцент на значимых изменениях в культуре взаимодействия педагогов ОО, вызванных временем (горизонтальные связи между наставником и педагогами; инструменты развития общности, инструменты по развитию личностного потенциала педагога; инструменты решения проблем педагогической деятельности через Акселератор наставничества и др);
4.Опора на совместное обучение («учить себя самому», «учить себя в команде») и исследование собственной педагогической деятельности;
5.Адекватное понимание и формулирование ключевой проблемы развития культуры наставничества в образовании участниками творческой группы;
6.Соответствие проектных идей по реализации механизмов наставничества выявленным дефицитам педагогического взаимодействия в методических объединениях ОО.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Участники проекта путем мониторинга и межличностного профессионального общения определили необходимость в образовательной организации перезапустить профессиональное развитие педагогов и создать эффективные формы педагогического взаимодействия; выявили дефициты (невозможность решать реальные профессиональные проблемы педагога в рамках формально определенной структуры методического объединения, отсутствие сопричастности педагога к принимаемым решениям МО). Принципиальная новизна: командообразование педагогов ОО через создание Акселератора наставников.
Инновационность проекта: развитие ресурсов наставничества в реально действующем профессиональном обучающемся сообществе, создание постоянно развивающегося комьюнити учителей.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем у 90% педагогов в свете новых требований к современному образованию через организацию и проведение постояннодействующих мастер-классов, семинаров и круглых столов
Основная идея проекта: выстраивание персонализированного образовательного маршрута наставляемый-наставник в рамках реверсивного наставничества.
Задачи проекта:
- Подобрать инструментарий для проведения мониторинга профессиональных дефицитов участников образовательных отношений.
- Провести мониторинг.
- Определить критерии для выявления наставников-участников образовательных отношений. Выявить наставников.
- Определить модели наставничества.
- Разработать план-программу по повышению педагогической компетенции всех участников образовательных отношений в соответствии с моделями наставничества и в соответствии с выявленными дефицитами.
- Обучить наставников принципам и способам работы со взрослыми обучающимися.
- Создать банк электронных образовательных ресурсов – методических материалов.
- Презентовать на уровне города модель Акселератора наставничества
Основные измеримые результаты эффективности проекта
Количественные и качественные показатели, достигнутые в результате реализации проекта:
- Доля педагогов, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, выросла от 2% до 47% от общего количества педагогов
- школы.
- Доля педагогов, вошедших в программы наставничества в роли наставника, выросла от 7% до 32%.
- Участие пар наставничества в профессиональных конкурсах различного уровня (2022 год – 3 мероприятия, 2023 год – 5 мероприятий).
- Участие педагогических команд в конкурсе «Флагманы образования» (2022 год – 3 участника, 2023 год – 4 участника, 2 из них полуфиналисты).
- Участие пар наставничества в мероприятиях по тиражированию инновационного педагогического опыта: семинары, мастер-классы, педагогические мастерские (2022 год – 2 мероприятия, 2023 год – 5 мероприятий).
- Текучесть молодых кадров в 2022 и 2023 году составила – 0% (среди наставляемых).
- Данные психологического исследования показывают рост показателя «адаптация к образовательным условиям школы» составил 100%.
- Удовлетворенность наставляемых качеством персонализированных программ наставничества – 84%, наставников – 43%
Изменения, ожидаемые от реализации проекта:
- Рост профессиональной мотивации и компетентности педагогов, что несомненно скажется на качестве результатов обучения и воспитания в образовательных организациях.
- Опыт создания Акселератора наставничества как лаборатории наставничества