Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14" города Калуги
Калужская область, город Калуга
  • Наставничество

    В современных условиях значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особую значимость приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках не только образовательной организации, но и их совместной деятельности в процессе развития форм дуального обучения в контексте повышения конкурентоспособности выпускников – будущих специалистов.

    Сегодня наставничество используется по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру, обеспечение связи поколений, передача культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.

    Система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

    Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению кадров в любой сфере жизнедеятельности общества.

    Проект «АКСЕЛЕРАТОР НАСТАВНИЧЕСТВА: ШАГ К ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ»

    Актуальность проекта:

    1.Наставничество – одна из центральных тем нацпроекта «Образование», федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества;

    2.Поддержка педагогами создания Акселератора наставничества как инициативного сообщества, ориентированного на решение конкретных проблем педагогов (личностных, предметных, метапредметных). Акселератор наставничества рассматривается как событийная общность группы педагогов, ценностно-смысловым основанием которой является поиск наилучших путей достижения образовательных результатов и собственного личностно-профессионального развития в процессе кооперации друг с другом;

    3.Акцент на значимых изменениях в культуре взаимодействия педагогов ОО, вызванных временем (горизонтальные связи между наставником и педагогами; инструменты развития общности, инструменты по развитию личностного потенциала педагога; инструменты решения проблем педагогической деятельности через Акселератор наставничества и др);

    4.Опора на совместное обучение («учить себя самому», «учить себя в команде») и исследование собственной педагогической деятельности;

    5.Адекватное понимание и формулирование ключевой проблемы развития культуры наставничества в образовании участниками творческой группы;

    6.Соответствие проектных идей по реализации механизмов наставничества выявленным дефицитам педагогического взаимодействия в методических объединениях ОО.

    Проблема, на решение которой направлен проект:

    Участники проекта путем мониторинга и межличностного профессионального общения определили необходимость в образовательной организации перезапустить профессиональное развитие педагогов и создать эффективные формы педагогического взаимодействия; выявили дефициты (невозможность решать реальные профессиональные проблемы педагога в рамках формально определенной структуры методического объединения, отсутствие сопричастности педагога к принимаемым решениям МО). Принципиальная новизна: командообразование педагогов ОО через создание Акселератора наставников.

    Инновационность проекта: развитие ресурсов наставничества в реально действующем профессиональном обучающемся сообществе, создание постоянно развивающегося комьюнити учителей.

    Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем у 90% педагогов в свете новых требований к современному образованию через организацию и проведение постояннодействующих мастер-классов, семинаров и круглых столов

    Основная идея проекта: выстраивание персонализированного образовательного маршрута наставляемый-наставник в рамках реверсивного наставничества.

    Задачи проекта:

    • Подобрать инструментарий для проведения мониторинга профессиональных дефицитов участников образовательных отношений.
    • Провести мониторинг.
    • Определить критерии для выявления наставников-участников образовательных отношений. Выявить наставников.
    • Определить модели наставничества.
    • Разработать план-программу по повышению педагогической компетенции всех участников образовательных отношений в соответствии с моделями наставничества и в соответствии с выявленными дефицитами.
    • Обучить наставников принципам и способам работы со взрослыми обучающимися.
    • Создать банк электронных образовательных ресурсов – методических материалов.
    • Презентовать на уровне города модель Акселератора наставничества

    Основные измеримые результаты эффективности проекта

    Количественные и качественные показатели, достигнутые в результате реализации проекта:

    • Доля педагогов, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, выросла от 2% до 47% от общего количества педагогов
    • школы.
    • Доля педагогов, вошедших в программы наставничества в роли наставника, выросла от 7% до 32%.
    • Участие пар наставничества в профессиональных конкурсах различного уровня (2022 год – 3 мероприятия, 2023 год – 5 мероприятий).
    • Участие педагогических команд в конкурсе «Флагманы образования» (2022 год – 3 участника, 2023 год – 4 участника, 2 из них полуфиналисты).
    • Участие пар наставничества в мероприятиях по тиражированию инновационного педагогического опыта: семинары, мастер-классы, педагогические мастерские (2022 год – 2 мероприятия, 2023 год – 5 мероприятий).
    • Текучесть молодых кадров в 2022 и 2023 году составила – 0% (среди наставляемых).
    • Данные психологического исследования показывают рост показателя «адаптация к образовательным условиям школы» составил 100%.
    • Удовлетворенность наставляемых качеством персонализированных программ наставничества – 84%, наставников – 43%

    Изменения, ожидаемые от реализации проекта:

    • Рост профессиональной мотивации и компетентности педагогов, что несомненно скажется на качестве результатов обучения и воспитания в образовательных организациях.
    • Опыт создания Акселератора наставничества как лаборатории наставничества

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie